?

Log in

Друзья, В этом сообществе вы найдете бесплатные тренинги и получите поддержку специалистов по самым разным темам. Каждую неделю здесь начинается новый онлайн-тренинг. Учитесь дома, учитесь с удовольствием, учитесь в хорошей компании.
 
 
16 September 2011 @ 10:22 am
100 дел за 30 дней: иностранные языки  

Здравствуйте!
Сегодня - время иностранных языков!

В рамках этой недели было бы логично предложить вам пройтись по чеклисту, чтобы определить, в порядке ли ваш иностранный язык. Но чем больше я об этом думаю, тем сложнее составить такой универсальный чеклист. И причина одна: у каждого будут свои критерии "успешности" взаимоотношений с языком, и то, что будет необходимым для одного, не будет иметь никакого смысла для другого. Все зависит от того, как вы используете (или планируете использовать) иностранный язык.

Я предлагаю вам продолжить начатый мной чеклист и создать вариант, который бы отражал вашу ситуацию и ваши цели.

    1. иностранный язык - неотъемлемая часть моей жизни. 
    2. мне нравится узнавать новое и улучшать свой уровень владения иностранным языком. 
    3. я точно знаю, для чего мне нужен иностранный язык и каких своих целей я смогу достичь с его помощью. 
    4. я регулярно (ежедневно?) использую иностранный язык. 
    5. я уверен(а), что могу грамотно и эффективно организовать процесс собственного обучения. 
    6. ...


Несколько слов об этих пунктах и о том, почему они актуальны для всех.

Во-первых, ваше отношение к овладению иностранным языком должно быть активным. В качестве примера могу привести множество людей, которые живут заграницей (что многим кажется панацеей от всех бед, - ну как же! учить язык методом погружения в языковую среду!), но так и не освоили язык. Причина? Они неактивны. Что значит быть активным? Использовать любую возможность узнать новое, превращать обычные ситуации в обучающие, настроить свое восприятие на "волну овладения иностранным языком".  


Во-вторых, вам должно  нравится то, что вы делаете. Если вам не нравится, значит, вы делаете что-то не так :) Всегда есть возможность выстроить свои отношения с иностранным языком так, чтобы вам это доставляло удовольствие. Иными словами =>

В-третьих, вы всегда должны четко понимать, зачем вам язык: как вы будете его использовать? в каких ситуациях? в каком объеме? как часто? что владение языком позволит вам сделать? каких целей вы сможете достичь, если будете владеть языком? как иностранный язык сможет расширить ваши возможности в других сферах? какие ваши ценности  вы поддерживаете, когда хотите овладеть языком?

В-четвертых, и это особенно важно, если вы в начале пути, вы должны обеспечить себе "ежедневное касание": у вас всегда должен быть повод использовать иностранный язык. Поначалу это может быть сложно и может даже показаться невыполнимым. Именно приняв решение овладеть иностранным языком, мы начинаем создавать себе поводы, "ежедневные касания". Это не значит, что ежедневно вы должны уделить иностранному языку два часа. Но вы должны обеспечить место для иностранного языка в вашей жизни. Сначала вы "искусственно" создаете себе ситуации использования иностранного языка, - вы открываете учебник, слушаете подкасты, ищите собеседников или записываетесь на курсы. Чем выше ваш уровень, тем меньше "искусственности" в ваших поводах для встреч с языком: вы читаете интересующие источники, - статьи, блоги, книги, вы говорите по телефону с иностранными коллегами, вы свободно общаетесь, выезжая заграницу и т.д. Иными словами с вами начинает случаться то, ради чего вы, собственно, ввязались в драку (с).  


В-пятых, в любом начинании имеет смысл:
1) определить точку отправления, т.е. опредлить свой текущий уровень, зафиксировать его и основные сложности, с которыми вы сталкиваетесь в связи с недостатком знаний, умений и/или навыков,
2) определить пункт назначения, т.е. определить желаемый уровень владения иностранным языком, причем чем подробнее, тем лучше. Для определения уровня вы можете воспользоваться моделью, описанной здесь и информацией по уровням здесь.
3) и определить путь, т.е. определить, каким именно образом вы будете идти к желаемому результату, какими способами достигать цели и когда вы планируете это сделать.

В конечном итоге мы всегда сами управляем процессом собственного обучения, приобретением знаний, умений и навыков. Школы и вузы позади, впереди - lifelong learning, непрерывное обучение длинною в жизнь.

4 основные постулата успешного обучения:
1) планирование,
2) организация процесса,
3) мотивация,
4) контроль.

Как организовано ваше обучение? Что вы делаете в этих 4-х направлениях, чтобы ваше обучение и овладение языком было успешным? 


К остальным пунктам вашего чеклиста. Попробуйте ответить на вопросы ниже. 

  • Какого уровня владения языком вы хотите достичь?
  • Опишите ситуации, которые могли бы стать вашими "маркерами". Например, вы будете точно знать, что достигли своей цели, если сможете пройти собеседование на языке в иностранную кормпанию. Или если вы сможете сделать доклад на конференции на языке. Или если вы сможете спокойно поговорить с иностранцем и будете при этом хорошо себя чувствовать. Или если вам наконец удастся сокрушить ваш личный языковой барьер и вы наконец расскажите своим коллегам на очередной телефонной конференции, как жить дальше и куда бежать.
  • Ваши ограничивающие убеждения: в чем вы себя убедили? у вас нет способностей к языку? или вы никогда не сможете открыть рот при вашем руководителе-экспате? Или у вас нет времени на инсостранный язык? Или денег? Или вы знаете, что у вас ничего не получится, вы ведь уже столько раз начинали? Во что вы верите??? И в чем вы видите решение?
  • ..... любые ваши варианты приветствуются!


Жду ваших комментариев, ответов на вопросы и чеклистов в улучшенной версии 2.0 :)

Впереди выходные. Сколько дел, связанных с иностранным языком, вы вычеркните из своего списка?


Приятной вам иноязычной деятельности,
Ольга Зарубина / olzaru
http://language2go.livejournal.com/


 
 
( 29 comments — Leave a comment )
kybikova on September 16th, 2011 09:07 am (UTC)
Увидела ваш пост только сейчас, поэтому чек-листа 1 не делала. А вот этот потянуло сделать. Уже второй год хожу на курсы английского в очень хорошую школу с преподавателями-носителями языка. Разговорный английский (с незнакомцем о погоде) - уровень выше среднего, вникание в разговор и общение на более высокие углубленные темы - ниже среднего. Знание граматики - выше среднего. Страдает словарный запас... Уровень владения, которого я хочу достичь: Чтение книг бегло, без запинок, разговор с расширенными конструкциями и богатым словарным запасом. Маркер: Сдание теста IELTS в ноябре 2011 года на 7,5-8,0. Внушения: Хм... "Я знаю английский хуже, чем (подставить человека, с которым разговариваю)". "У меня узкий словарный запас" "Я не могу/не умею учить слова" "Боюсь, что в расширенных/умных предложениях сделаю ошибку, поэтому избегаю их, хотя грамматически знаю конструкции" Как то так.
olzaruolzaru on September 16th, 2011 09:38 am (UTC)
Чеклист 1.0 - это тот вариант, который в посте, "универсальный". Соответственно, версия 2.0 будет с индивидуальными настройками :)

Вы перечислили ваши убеждения. Как будут звучать пункты вашего чеклиста по ним? Например, у меня достаточно богатый словарный запас для того, чтобы выразить свои мысли?
И следующим шагом будет : определить план действий.

По словарному запасу посмотрите тут - http://language2go.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81
artanielartaniel on September 16th, 2011 02:03 pm (UTC)
Я тоже хочу IELTS, только не в ноябре, а в декабре!
innaisiminnaisim on September 16th, 2011 11:03 am (UTC)
Я тоже только сегодня увидела пост, очень рада его появлению.
Я хочу знать язык(турецкий) на уровне-как родной язык, бегло читать, говорить, общаться с родственниками мужа, писать статьи научные, общаться на форумах. Маркером для меня будет принятие на работу по специальности (врач), а так же получения диплома в Томере (местные курсы, после диплома можно работать переводчиком, но курсы дорогостоящие). Английский(вообще забыла напрочь)....и никогда его не понимала(объяснения учителя в школе, в вузе), но я вижу как люди спокойно на нем говорят, из разных стран, они общаются и дружат- я хочу выучить его, очень. Маркер- общение с пациентами на английском, чтение английской литературы, просмотр фильмов, программ, суметь сделать найчны доклад на английском.
Я убеждена что языки мне даются плохо(еще со школы, потом это подтвердилось и укрепилось в вузе). Что только в Томере и на курсах я смогу выучить языки-хотя точно ж есть люди которые языки сами учат (пример-мой муж-русский на отличном уровне-сам), и мне страшновато говорить в незнакомыми людьми, а ведь у всех разное произношение, дикция, некоторох я легко понимаю, а некоторых....ууууу.....но турки их понимают без проблем.
а про второй чек лист? как я над ним должна работать?
olzaruolzaru on September 16th, 2011 11:22 am (UTC)
Пост опубликован сегодня, вы и должны были увидеть его сегодня :)

По поводу второго чеклиста.... Я начала чеклист "обязательной программой" и предлагаю вам его дополнить пунктами, которые актуальны именно для вас. Например, вы написали "Я убеждена что языки мне даются плохо" => пунктом вашего личного чеклиста может стать "Я убеждена, что два языка для меня - это норма" или "Мне легко даются языки". По сути, этот чеклист - это картинка "как оно будет" и основание для вашего плана действий.
Liliaailinon on September 16th, 2011 11:52 am (UTC)
Для себя я добавляю:
6. Мне нужно понимать иностранную речь напрямую без посредников-переводчиков и я не хочу от них зависеть.
7. Мне хочется тоньше воспринимать действительность, воспринимая оттенки смысла, для описания которых нет точных аналогов в русском языке или они многословны и требуют пояснения.
8. Знание иностранного обеспечивает больше свободы выбора всего: работы, круга общения, интересов, возможного места жительства и т.д.
9. Мне нужен доступ ко многому полезному и интересному, что не будет переведено или переведено, но крайне некорректно и потому недосягаемо для тех, кто не знает иностранного.

Ответы на вопросы:
- Нужно свободное владение (например, возможность читать книги, заглядывая в словарь не чаще, чем 1 раз на 10 страниц, устный разговор без постоянного переспрашивания).
- Маркер: я смогу поговорить по телефону с носителем языка; правильно пойму, что он мне скажет и смогу объяснить то, что надо мне. При этом сердце не будет стучать в ушах и не вспотеют ладошки.
- Главное ограничение - страх. Страшно, что меня поймут / я пойму неправильно и из-за этого возникнут проблемы. Или что перепутаю слово и получится полная ерунда или что-то оскорбительное. Кажется, что сколько бы ни занималась, все равно свободно пользоваться иностранным не смогу. Решения этой проблемы пока не вижу. Ну и еще несколько мелких проблем вроде лени и

За выходные составлю график занятий на неделю и заведу аккаунт в твиттере, где начну ежедневно писать и комментировать только по-немецки.
olzaruolzaru on September 16th, 2011 07:07 pm (UTC)
Иностранный язык в совершенстве - это в подавляющем большинстве случаев миф. свободное владение (в зависимости от того, что вкладывается в это сочетание слов) может быть опасно близко к идеалу, а значит, часто недостижимо. Но чувствовать себя свободно можно. И нужно :)

В графике занятий что будете отражать? Время? Вид деятельности? Результат?
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
Liliaailinon on September 19th, 2011 10:03 am (UTC)
Все вместе: в график включила задания по дням с отметкой о выполнении.
(Deleted comment)
olzaruolzaru on September 16th, 2011 06:55 pm (UTC)
Re: вариант 2.0
сколько "плюсов" по пунктам на сегодня? и какой из них самый "больной"?
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
(Deleted comment)
olzaruolzaru on September 18th, 2011 06:12 pm (UTC)
Re: вариант 2.0
вы репетитору рассказывали о своих сложностях? обсуждали подробно, чего именно вы ждете от занятий?

по 6 и 7: я уверена, что и на сегодня в некоторых ситуациях эти пункты будут с плюсами, т.е. и вы поймете, и вас поймут. Важно, чтобы такие ситуации преобладали :)
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
(Deleted comment)
olzaruolzaru on September 21st, 2011 06:29 am (UTC)
Re: вариант 2.0
да, первые дни там объемные. И очень хорошо, что вы возвращаетесь к ним и вносите коррективы. Если будут вопросы по тренингу, можете задать их здесь - http://community.livejournal.com/language2go/12367.html . Я отвечу.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
(Deleted comment)
in_fain_fa on September 16th, 2011 12:17 pm (UTC)
мне надо знать два языка, для того, что бы найти лучшую работу. но я не люблю французский. у меня какое то отторжение идет. вместо него, хочу выучить немецкий, который мне, в данный момент, не нужен. получается, что не учу ни тот, ни другой.
olzaruolzaru on September 16th, 2011 07:01 pm (UTC)
по работе необходима только связка с французским? альтернативы не рассматриваются?
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
in_fain_fa on September 16th, 2011 07:29 pm (UTC)
английский+французский= больше шансов найти работу. думаю, может выучить немецкий и в германию или швейцарию. но это из области фанатастики пока.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
olzaruolzaru on September 18th, 2011 05:37 pm (UTC)
возможно, я не знаю какой-то специфики, которая известна вам,но я бы не сказала, что связка англ + фр работает лучше, чем та же англ + нем. по крайней мере я не вижу тому примеров.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
in_fain_fa on September 18th, 2011 05:52 pm (UTC)
я живу в канаде, где два официальных языка, английский и французский. для того, что бы работать в государственной организации знание обоих обязательно. многие частный конторы тоже требуют знание двух языков.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
olzaruolzaru on September 18th, 2011 06:07 pm (UTC)
ясно. это все объясняет :)
Инициа Лы_changing_ on September 16th, 2011 04:18 pm (UTC)
Хороший пост. Думала-думала над 3 пунктом, поняла, что не нужен мне язык. Одним камнем на шее меньше, ура :)
olzaruolzaru on September 16th, 2011 06:58 pm (UTC)
поздравляю :)
ko-yu-kiko_yu_ki on September 17th, 2011 07:41 am (UTC)
язык
по идее, язык, который я хочу-таки изучить мне не нужен в работе. поэтому даже не все из вашего списка мне подходит, но мне достаточно будет сейчас овладеть его до степени хорошего аудирования, то есть восприятия и понимания на слух. Далее чтение.
Коммуникативные навыки пока или вообще будут не нужны(возможно после сдачи 4 и 3 степени об этом можно будет задуматься).
Маркером в моем случае может стать успешная сдача экзамена в декабре 2012 году. (В 2011 это уже не реально, так как объем для изучения-вспоминания достаточно большой, да и на подачу заявок уже я опоздала)

Мои ограничения, это отсутствие компании, мне приятней заниматься, если есть группа единомышленников и учителей + отсутствие какого-то либо контроля со стороны, сама могу дать слабину.
Думаю на этот раз я должна преодолеть это препятствия.
olzaruolzaru on September 18th, 2011 05:39 pm (UTC)
Re: язык
а какие из "моих" пунктов вам не актуальны?

у вас уже есть план по преодолению препятствий?:)
Персиковый волнистый тушкан: арбузИкаalhimia on September 17th, 2011 02:38 pm (UTC)
Английский нужен мне в работе.
При этом несколько лет до того, как он именно понадобился, я вялотекуще его изучала.
И на данный момент у меня к нему ну не то, чтобы неприязнь, но ощущение, то я его учу-учу, а он не учится и не учится.
Учится, конечно, уровень постепенно повышается, но как-то сам процесс меня уже вымотал. А света в конце туннеля пока нет.
У меня беда с разговорным английским - у меня барьер, при этом, даже если я что-то знаю, все разом вылетает из головы и я начинаю нести что-то на уровне элементэри.
Моя беда, наверное, в том, что у меня нет системы в изучении. Вернее это система, которую мне организует языковая школа. Но как-то самостоятельно развивать язык я не стремлюсь так, чтобы прямо аж глаз горел и дело спорилось.
Я вяло читаю книги, время от времени смотрю фильмы с английской дорожкой, но прорыва нет. И допускаю, что именно из-за того, что я это делаю рывками, а не постоянно с какой-то периодичностью, согласно какому-то графику.
А может быть, беда в том, что слишком много именно занятий, и это уже просто бремя какое-то, которое не отвлекает радостно от работы, а просто вносит кучу новых обязанностей в виде домашних заданий.
Мне бы хотелось знать английский со временем как родной, чтобы я легко могла общаться с иностранными коллегами, в том числе на профессиональные темы. Расширять круг друзей, вести переписку без словаря, уметь легко орудовать всеми письменными и устными конструкциями, пользоваться всеми иностранными сайтами без недоумения по поводу того, что там вообще написано и как ими пользоваться.
И главное, не останавливаться на уровне "этого достаточно, чтобы тебя поняли". Возможно, со временем я бы решилась даже на обучение за рубежом, на повышение квалификации.
Сейчас прочитала про 4 постулата:у меня и с планированием, и с организацией, и с контролем, и с мотивацией беда :) Перебарывать лень и желание отвлечься на что-то другое, пожалуй. И главное: буквально записать себе систему, как и что в какие дни я буду делать, не могут же только мои преподаватели все делать в этом плане для меня.
olzaruolzaru on September 18th, 2011 06:21 pm (UTC)
КАк насчет сместить фокус с "я учу язык" на "я использую язык в своих целях и в своих интересах"?

Чем больше и чаще вы будете "нести что-то на уровне элементари", тем выше будет становиться уровень. Работает неопровержимое: делать нужно то, чему хотите научиться.

Прорыв может случиться при интенсивных занятиях. А их мы не всегда можем себе позволить, если это не наша профессия или если это не связано с нашей основной деятельностью. но (!) можно изучать язык "рывками": вы определяете для себе период интенсивного обучения и максимум времени и внимания уделяете языку. Знаете метафору про ледяную горку? Если бежать быстро, то можно оказаться наверху. Если идти, то стоишь на месте. А если стоишь, то скатываешь. Так и с языком.
При интенсивах важно рассчитать свои силы.

Для того чтобы "легко общаться с иностранными коллегами" и делать все то, что вы перечислили, не обязательно нужно владеть языком, как родным. Все это возможно и с более низким уровнем.

Я целиком и полностью за системный подход. И мне кажется, у вас замечательное намерение! Вы знаете себя лучше, чем ваши преподаватели, и сможете скорректировать свою систему с учетом того, что дают вам они.
reality_is_me on September 19th, 2011 07:21 am (UTC)
Добрый день! Ольга, очень рада этому тренингу.
Я постоянно учу языки, но вот владею, к сожалению, только одним :)
В свое время имела счастье учиться в университете, где большая часть учебников на английском, поэтому хочешь-не хочешь, а пришлось. Потом поступила на магистратуру и уехала в Англию. Выиграла грант и поехала в Гонконг. В гонконге начала учить Мандарин, но вернувшись в РФ забросила, т.к. не смогла найти достойную замену преподавателям из Гонконга. В тот момент мне стала близка культура Японии и я кинулась в эту стезю. Однако очень тяжело учить язык при постоянной работе и уделять ему минимум времени, и при этом не видя практической составляющей его применения.

Сейчас в моих целях стоят два языка - усовершенствование английского до сдачи GRE и изучение немецкого с нуля с бонусом для себя в виде путешествия в Германию-Австрию в апреле следующего года. Хочу поехать и разговаривать! =)
В качестве планирования - я сейчас жду когда начнутся курсы немецкого, чтобы оценить насколько мне интересна такая форма преподавания, или возможно стоит заменить ее скайпом. Собираюсь по утрам в качестве работы на слух включать подкасты. Также могу уделять по 10-15 минут на работе для тренировки на сайтах, а также вечером, после работы.
Мотивация - выше =) а в качестве контроля, думаю логично будет записывать все новые слова. Я ставлю себе цель на 4 месяца - выучить 500 новых слов к английскому, 1000 слов к немецкому и использовать их.
olzaruolzaru on September 21st, 2011 06:36 am (UTC)
Интересная у вас история!
По контролю: я бы подумала и о других критериях.
Желаю вам успехов.