?

Log in

No account? Create an account
Друзья, В этом сообществе вы найдете бесплатные тренинги и получите поддержку специалистов по самым разным темам. Каждую неделю здесь начинается новый онлайн-тренинг. Учитесь дома, учитесь с удовольствием, учитесь в хорошей компании.
 
 
20 April 2009 @ 11:30 pm
Методика Фанталовой и ее применение для выявления "проблемных областей жизни"  
Для того, чтобы определить, какие области сейчас больше всего нуждаются в проработке, можно использовать методику Е.Б. Фанталовой "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)". В ее основе лежат 12 ценностей:
  1. активная, деятельная жизнь;
  2. здоровье (физическое и психическое);
  3. интересная работа;
  4. красота природы и искусства (переживание прекрасного);
  5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  6. материально обеспеченная жизнь (материальные блага, отсутствие материальных затруднений);
  7. наличие верных и хороших друзей;
  8. уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий);
  9. познание нового в мире, природе, человеке (расширение кругозора);
  10. свобода (независимость в поступках и действиях);
  11. счастливая семейная жизнь;
  12. творчество (возможность творческой деятельности).


К методике прилагается инструкция:


"Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).

Далее смотри бланк:

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.
Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.
Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 – интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.
Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!
Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.
В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.
Пример: Пара 2 3. Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья."



МАТРИЦА №1
Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.


3.26 КБ

МАТРИЦА № 2
Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.


3.26 КБ

После заполнения матриц подсчитываются баллы, набранные каждым понятием в матрице 1 (сколько раз понятие было выбрано в паре как более значимое), и баллы, набранные каждым понятием в матрице 2 (сколько раз это понятие было выбрано как более доступное).

2.09 КБ

Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней между показателями "Ценность" и "Доступность" по какому-либо понятию (разница в 4 балла и выше) в случае, когда его ценность больше доступности.
Значительный (разница в 4 балла и выше) разрыв между показателями "Ценность" и "Доступность", когда доступность какого-то понятия больше его ценности, будет указывать на наличие "внутреннего вакуума", "ощущения внутреннего балласта", "избыточности присутствия".

Индекс расхождения "Ц – Д" (R) – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

При количестве понятий, равном 12, границы индекса расхождения ценности и доступности будут находиться в пределах от 0 до 72. Максимальное расхождение можно описать так: "Того, что для меня ценно, у меня нет, а то, что есть, мне не нужно".

Фанталовой были выделены нормы расхождения индексов для указанных понятий (у мужчин и женщин они отличаются).

По величине индекса “Ц – Д” можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
От 0 до НОРМЫ (33 у мужчин, 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
От НОРМЫ до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
50 – 72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

В целом суммарный показатель "Ценность-Доступность" ( R ) будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.

Более подробно о методике Фанталовой можно почитать здесь.

Выделенные сферы, ценность и доступность которых сопоставляется, можно изменять (при этом изменятся и числовые параметры при оценке результатов).

Как я использовала эту методику для определения "проблемных областей"?
Я определила сферы, в которых разрыв между ценностью и доступность наиболее велик. Сферы, доступность которых намного ниже, чем их ценность, нужно "проработать": именно они, возможно, являются наиболее запущенными. Сферы, доступность которых намного выше, чем ценность, возможно, стоит "расхламить": эти сферы занимают в жизни намного больше места, чем хотелось бы.

UPD: подумала, что со сферами, доступность которых выше их ценности, не так всё просто. Может быть, эти сферы нуждаются в "расхламлении", но может быть и ситуация, когда сферы просто недооценены, т.е. не нужно уменьшать место, занимаемое этими сферами в жизни, нужно просто больше ценить то, что имеешь.

Еще один момент: если для какой-то сферы ценность намного выше, чем доступность, возможно, в некоторых случаях нужно не увеличивать доступность, а снижать ценность, т.е. "расхламлять свои потребности".

Кроме того, возможна ситуация, когда в какой-то области возникает "избыток" или "недостаток" просто за счет остальных сфер: если какая-то сфера занимает в списке ценностей или в списке доступного слишком высокое/низкое место, остальные понятия автоматически сместятся вниз/вверх. Истолкование одних и тех же результатов у разных людей, думаю, может быть разным, и ответ на вопрос, что делать с избытком/недостатком, тоже определяется для каждой конкретной ситуации (он не универсален); но, во всяком случае, методика показывает, на что надо обратить внимание.
 
 
( 17 comments — Leave a comment )
ex_mandarin819 on April 20th, 2009 09:25 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Определила проблемные сферы. Они совпали с теми, которые я себе наметила для проработки в ближайший месяц.
Интересно было выявить лишние сферы, а их оказалось аж 4. Буду потихонечку расхламлять. А освободившееся время направлю в нужное русло.
Но самым полезным было то, что осталось - то, чем я довольна. Записала, буду перечитывать, когда захочется себя пожалеть - прочитаю о том, что у меня хорошо :)
Дея Тинорdeyatinor on April 20th, 2009 10:04 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
Проблемные сферы неожиданностью не явились. А вот "лишние" сферы - явились:) Подумаю, как "расхламить".
Что приятно - в наиболее важных сферах особых проблем нет
Катяtais_s on April 21st, 2009 06:50 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
И про то, что не хватает, и про то, что в избытке, подозревала, но вот чтобы точно сказать, получилось только сейчас. Зато понятно куда двигаться дальше :)

Смутило только, что у меня R=0:
низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере
Вот думаю, чего теперь с этим делать...
Дея Тинорdeyatinor on April 21st, 2009 08:35 am (UTC)
Радоваться:)
Инга Кессingakess on April 21st, 2009 06:45 pm (UTC)
Если R действительно равен 0, это же здорово! Это означает полное совпадение ценностей с доступностью. Только меня вот что смущает... в этом случае "того, чего не хватает", и "того, чего в избытке", просто получиться не может. R может быть равен нулю только в том случае, если ценность каждого из понятий в точности равна его доступности. Суммируются не разности, а модули разностей. То есть если, скажем, ценность какого-то понятия равна 4, а доступность 6, то к сумме прибавляется
не 4-6=-2, а |4-6|=2. Складываются неотрицательные числа, и сумма может быть равна нулю только в случае, если все слагаемые равны нулю. А вот если чего-то не хватает, а чего-то в избытке, то R будет больше нуля.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
Катяtais_s on April 21st, 2009 07:36 pm (UTC)
Спасибо огромное!!! модуль упустила.
теперь больше похоже на правду - 50 между средним и высоким.

кровопийцаalenko on April 21st, 2009 07:40 am (UTC)
А что за ценность такая "красота природы и искусства"? Может кто-нибудь пояснить?
Инга Кессingakess on April 21st, 2009 06:57 pm (UTC)
Я понимаю это так: возможность любоваться этой красотой. Например, ходить на прогулки в лес, смотреть на закат, на отражение облаков в озере, на звездное небо, на распускающиеся листочки деревьев, на галку, сидящую на дереве; возможность ходить на выставки, на концерты, в музеи, в театры, рассматривать красивые фотографии и т.д. С доступностью всего этого есть интересный момент: если на выставки, в музеи, картинные галереи и т.п. кто-то просто не может вырваться (нет времени или сил, а иногда - денег, если это всё дорого... хотя вообще-то есть выставки и бесплатные), то абсолютная недоступность красоты природы - это уже субъективное. По себе знаю :). Да, может решительно не быть времени на то, чтобы выбраться за город, постоять на берегу реки и т.п., но многое можно увидеть прямо вокруг себя. Идти на работу - и одновременно любоваться облаками, бликами солнца в лужах, первой весенней травой, слушать пение птиц... Но это при определенном внутреннем настрое. С другой стороны, если внутренний настрой противоположный, то можно смотреть на что-то потрясающе красивое - и не замечать этой красоты. Так что доступность красоты есть объективная (есть ли практическая возможность посмотреть на это) и субъективная (видишь ли красоту того, на что смотришь). А объективная полная недоступность красоты природы, наверное, может быть - скажем, если человек безвылазно сидит в помещении (не в течение рабочего дня, а вообще всю жизнь) и даже к окну не имеет возможности подойти. Но в большинстве случаев эта недоступность частично субъективна.

А вообще, мне кажется, еще многое зависит от того, кто что считает красивым (и в природе, и в искусстве). Так что описание того, что к этому понятию относится, у разных людей может несколько отличаться.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
кровопийцаalenko on April 22nd, 2009 02:15 am (UTC)
Большое спасибо за ответ!
rrrakitarrrakita on April 22nd, 2009 09:58 am (UTC)
Большое спасибо! Очень интересно!
Может быть только будут идеи, каким образом можно разхламить красоту природы и искусства, уверенность в себе и познание?
Инга Кессingakess on April 22nd, 2009 12:08 pm (UTC)
Я как раз сегодня с утра думала над тем, что могут означать результаты, полученные по этой методике, применительно к идеям FlyLady. Пришла к выводу, что мои первоначальные мысли были несколько "сырыми", я не учла некоторые моменты. Например, в некоторых случаях надо не "расхламлять доступность", а "нарабатывать ценность" ("ценить то, что имеешь") - это для ситуаций, когда доступность выше ценности; для ситуаций, когда ценность выше доступности, иногда надо прорабатывать доступность, но иногда, возможно, надо, наоборот, "расхламлять ценность". К тому же могут быть ситуации, когда какое-то понятие получает высокие значения ценности/доступности только за счет того, что у другого понятия ценность или доступность очень низкая (в сумме все ценности должны дать 66 баллов, все "доступности" - тоже 66 баллов, вопрос только в том, как эти баллы будут распределены между понятиями).

Тем не менее, могут быть ситуации, когда какие-то сферы действительно нужно "расхламлять" (нужно или нет - это каждый человек для себя определяет сам!).

Если эти сферы действительно нуждаются в расхламлении, то, например, может быть вот такое:

"Красота природы и искусства": например, избыток прогулок, посещений всяких культурных мероприятий и т.п. (когда делаешь это не столько потому, что действительно хочется, сколько по привычке). Если, например, посещение выставок и концертов, прогулки и т.п. - это всё по привычке, в ущерб семье, отношениям с любимым человеком, общению с друзьями (когда ходишь по таким мероприятиям без близких людей и просто хороших знакомых - например, потому, что им интересно что-то другое), в ущерб работе и т.п. - можно просто сократить эти прогулки, концерты, выставки и т.п. (задумываться перед тем, как идти: а действительно ли мне хочется именно этого?).

Расхламление уверенности в себе: тут я могу сказать про "захламление", что оно может означать. Это самоуверенность, привычка игнорировать все мнения, кроме своего собственного, привычка рассматривать происходящее только с одной стороны (а не с разных). С одной стороны, это хорошо (нет внутренних противоречий, есть уверенность в своей правоте), с другой - это может мешать, например, отношениям с другими людьми (любовь, семья, друзья) - из-за того, что мнения других людей не учитываются (человеку просто в голову не приходит, что другие мнения могут существовать!), возникают конфликты. Еще это может мешать, например, работе (из-за того, что не учитываются какие-то стороны вопроса, дела могут делаться некачественно), познанию (если кажется, что и так всё знаешь) и т.д. Как это "расхламить"? Например, стараться рассматривать вещи с разных сторон, представлять, каким могло бы быть мнение другого человека ("влезать в его шкуру"). Из-за этого может снизиться количество уверенности, зато уменьшится "недостаток" по другим пунктам.

"Расхламить познание" - например, уменьшить количество познаваемого, количество времени, отводимого на это. Если поступает слишком много информации, мозг может просто не справляться с ней, не успевать обрабатывать. Информация осознаётся не полностью, "проходит мимо". Часть этой информационной перегрузки можно убрать. Например, сократить количество читаемых книг, сайтов... френдленты :). Или меньше смотреть телевизор (для тех, кто его смотрит), меньше читать журналов/газет и т.п. Естественно, не в ущерб себе: выбрать то, что читать действительно хочется, а от остального отказаться. Аналогично поступить с просмотром фильмов, с информацией, получаемой в процессе общения (иногда лучше вместо общения, пусть даже самого познавательного, побыть в "информационной тишине").
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
rrrakitarrrakita on April 22nd, 2009 04:50 pm (UTC)
Да, спасибо, очень доступно и разумно объяснили!
Что касается уверенности в себе, то ей я скорее лучше начну дорожить, потому что она у меня далеко не слепая и я собственно о ней даже не подозревала:) Она скорее выражалась в прислушивании к себе и самоанализе.
А вот над расхламлением (в Вашем значении) красоты и познания задумаюсь, что-то и правда многовато информации, теряется качество восприятия.
Владимир Казариновkazarinov on June 12th, 2009 05:59 am (UTC)
Спасибо большое, как раз то, что искал.
agata2007agata2007 on December 2nd, 2009 09:25 am (UTC)
спасибо!
(Anonymous) on February 11th, 2011 08:33 am (UTC)
я не смогла разобраться с тестом((
в графе Ц(1) получилось следующее 3,11,8,2,7,9,4,5,5,1,10,0
в графе Д(2)6,0,5,7,9,5,7,2,9,3,11,2
такое возможно? что дальше делать? спасибо.
Инга Кессingakess on February 13th, 2011 03:19 pm (UTC)
Сумма по ценностям получилась равной 65. Должна получиться сумма 66 (какие бы ответы Вы ни давали), то есть где-то Вы ошиблись при подсчете - пропустили 1 балл.
Сумма по доступностям = 66, как и должно быть.
Дальше нужно найти разности между соответствующими значениями Ц и Д.
Для тех чисел, которые Вы привели, это:
1) 3 - 6 = -3
2) 11 - 0 = 11
3) 8 - 5 = 3
4) 2 - 7 = -5
5) 7 - 9 = -2
6) 9 - 5 = 4
7) 4 - 7 = -3
8) 5 - 2 = 3
9) 5 - 9 = -4
10) 1 - 3 = -2
11) 10 - 11 = -1
12) 0 - 2 = -2


При этом расшифровка ценностей такая:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Теперь, во-первых, можно изучить отдельные получившиеся разности, рассматривая те, которые по модулю 4 или больше (то есть числа, больше или равные 4, а также числа, меньшие или равные -4).

Для Ваших данных это:
2) 11 - 0 = 11
4) 2 - 7 = -5
6) 9 - 5 = 4
9) 5 - 9 = -4

Самое проблематичное - №2, здоровье, которое очень важно для Вас, но, судя по Вашим ответам, его не хватает.
Также Вам не хватает (хотя и в меньшей степени) №6 - материальной обеспеченности.
При этом в Вашей жизни слишком много (по сравнению с Вашими потребностями) №4 и №9 - красоты природы и искусства, а также познания. Возможно, это звучит несколько странно (во всяком случае, мне это сначала показалось непонятным). Потом я подумала; вполне возможно, просто Вы вынуждены слишком много изучать (по сравнению с тем, сколько бы хотелось), возможно, хотелось бы чего-то более привычного; и, возможно, вы вынужденно сталкиваетесь с чем-то красивым, но не можете эту красоту воспринимать, потому что для Вас сейчас более значимо что-то другое, на чем сосредоточены все мысли (например, на здоровье).

Что делать со здоровьем и материальной обеспеченностью - тут, к сожалению, ничего подсказать не могу. Но, думаю, если Вы больше станете обращать внимание на красоту того, что вокруг Вас, станете больше ценить эту красоту, Ваша жизнь станет более приятной.
Что касается познания - тут есть два варианта. Либо, как в случае с красотой, научиться ценить возможности изучить что-то новое; либо, если на Вас сейчас действительно сваливается слишком много нового, ограничить информационный поток, свести его к минимуму, узнавать только необходимое, и обязательно почаще давать мозгу возможность расслабиться.

Ну и еще с помощью этих чисел можно примерно оценить уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
Он вычисляется так: нужно сложить модули тех разностей, которые получились при вычитании Д из Ц.
Для приведенных Вами значений получится:
|-3| + |11| + |3| + |-5| + |-2| + |4| + |-3| + |3| + |-4| + |-2| + |-1| + |-2| =
3+11+3+5+2+4+3+3+4+2+1+2 = 43

Это соответствует среднему уровню дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (в идеале должен быть низкий).
(Anonymous) on February 14th, 2011 07:21 am (UTC)
марина
ingakess, спасибо Вам большое за то время, что Вы потратили на меня )))). не ожидала, что будет "полный разбор полетов" ))
для меня это очень важно.
действительно, я ошиблась с №5, там сумма получилась не 5 а 6, в итоге общая сумма оказалась - -3 (а не -4)
и еще, Вы не могли бы указать баллы, соответствующие уровням дезинтеграции (высокий. низкий и средний)?
еще раз огромное спасибо!!!)))