?

Log in

Друзья, В этом сообществе вы найдете бесплатные тренинги и получите поддержку специалистов по самым разным темам. Каждую неделю здесь начинается новый онлайн-тренинг. Учитесь дома, учитесь с удовольствием, учитесь в хорошей компании.
 
 
17 November 2010 @ 02:18 pm
День 4. Светотень  
 Для того чтобы изображение выглядело рельефным и живым, нужно изобразить игру света и тени. Эта задача зачастую ставит в тупик начинающих рисовальщиков. К счастью, для ее решения существует четкий пошаговый алгоритм, придуманный художником Бертом Додсоном и названный им «Карта светотени».

Прежде чем описать этот алгоритм, поговорим немного о градациях серого цвета.

Представьте себе шкалу: на левом конце она белая, на правом – черная. А между этими двумя цветами находится множество оттенков серого.

(Строго говоря, черный и белый нельзя назвать «цветами». Это так называемые «ахроматические тона». А черный художники называют «отсутствием цвета». Но это так, к слову).

Итак, существует множество градаций серого, но для изображения светотени нам вполне хватит четырех.

Самый прозрачный оттенок – это свет. Белым цветом мы изображаем самые яркие и освещенные участки предмета.

Следующий оттенок – умеренно прозрачный, или светло-серый. Этим оттенком изображают так называемые участки «отраженного света».

Более темным оттенком серого рисуют участки предмета, находящиеся в тени.

И наконец самым темным, почти черным оттенком рисуем тень, падающую от предмета.

Что такое яркий свет, тень на предмете и падающая тень от предмета – более-менее ясно. А вот «отраженный свет» часто вызывает недоумение: наш глаз не приучен замечать эти участки, находящиеся на границе света и тени.

Кроме этого, изображать тени нужно тщательно и точно: именно расположение светлых и темных участков создает рельеф и структуру предмета – причем именно так, как его видит художник, когда и он сам, и источник освещения находятся в определенных конкретных местах. Стоит повернуть голову или сдвинуть источник света – и тени сразу лягут по-другому.

«Карта светотени» помогает разрешить все эти сложности.

Чтобы правильно нарисовать игру света и тени, надо точно зафиксировать свое местоположение и угол зрения, а также местонахождение источника света. Затем нужно нарисовать контуры предмета с помощью «маленького альпиниста».

Следующий шаг – найти самый светлый участок и нарисовать его контуры: точка за точкой, вслед за маленьким альпинистом, как будто освещенная область – это отдельный предмет. Затем ищем самый темный участок предмета – тот, который явно выглядит затененным. И точно так же рисуем его контуры. После этого рисуем тень, падающую от предмета – пока тоже лишь контуры.

Когда вы нарисуете все эти карты, вы обнаружите области «ничьей земли» между участками яркого света и густой тени. Именно это и есть области отраженного света.

Обычно их сначала не видят: для непривычного глаза они сливаются либо со светом, либо с тенью. Но после рисования карты глаз начинает различать оттенки, свойственные отраженному свету.

Когда карта нарисована, можно приступать к «раскраске». Для этого лучше всего настругать грифель, взять ватную палочку, которая обычно используется для косметики, обмакнуть ее в грифельную пыль, словно в краску, и растушевать области на карте: отраженный свет – чуть-чуть, тень – погуще и потемнее, падающую тень – совсем густо. Если какой-то участок получится слишком темным – можно всегда стереть лишний грифель ластиком.

Кроме растушевки, можно использовать штриховку: области отраженного света заштриховать легкими редкими штрихами, области тени – более глубокими и частыми, область падающей тени – практически сплошным штрихом.

Когда мы рисуем предмет прямоугольной формы – нужно подчеркнуть разницу между освещением граней: если, например, свет падает на куб сверху – верхнюю грань оставляем белой, а самую темную боковую грань – темно-серой. Резкий переход тонов подчеркнет грань.

А вот в округлом предмете нужно как раз смягчить переходы между гранями с помощью ластика или дополнительных штрихов.

Запомните: резкие перепады тонов создают на рисунке ощущение грани, мягкие – ощущение округлости.

Итак, с помощью маленького альпиниста, листа пластика, циркуля и карты теней вы готовы создать свой первый полноценный рисунок!
 
 
( 7 comments — Leave a comment )
mama_marmama_mar on November 18th, 2010 01:26 pm (UTC)
а будьте добры, порекомендуйте каким карандашом лучше рисовать? мне вот попался набор из 10 шт для черчения- там оказалось они разной мягкости от 2Н до 3В. я понимаю, что Н твердые, В-мягкие, но все же, учиться на каком лучше? и в зависимости от чего их менять?
и еще- есть же еще автоматические, их и точить не надо:) стоит ли ими пользоваться? хотелось бы узнать ваше мнение
curiositacuriosita on November 18th, 2010 01:35 pm (UTC)
Использовать стоит разные карандаши: и твердые, и мягкие.
Мягкими лучше рисовать темные места, твердыми - легко затененные. Попробуйте сами и выберите, какими карандашами хотите что рисовать.
Автоматическими - не знаю, не пробовала.
Я с самого начала рисовала специальными карандашами для художников.
mama_marmama_mar on November 18th, 2010 01:33 pm (UTC)
да, и еще вопрос про пластик- есть ли какое-то решение как его зафиксировать возле объекта? вот например, другой рукой держать все время не сильно удобно, а при рисовании светотеней тем более если рука немного будет смещаться, тем более, он прогибается... будет совсем другая картинка... и сам пластик под каким углом ко мне/предмету должен находиться? или это неважно- главное, чтоб он был зафиксирован в одном положении?
curiositacuriosita on November 18th, 2010 03:02 pm (UTC)
Пластик наклеивается скотчем на окно, чтобы нарисовать пейзаж.

Чтобы рисовать объект, нужно либо вставить пластик в рамку, либо взять крышку от CD или что-то подобное. Угол имеет значение, он должен быть перпендикулрным.

(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
mama_marmama_mar on November 18th, 2010 03:09 pm (UTC)
спасибо. а перпендикулярным- по отношению к какой плоскости? например, к столу, на котором стоит предмет или к моему взгляду? :)
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
curiositacuriosita on November 18th, 2010 03:23 pm (UTC)
Обычно это одно и то же.

Изначально к взгляду.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
mama_marmama_mar on November 18th, 2010 03:48 pm (UTC)
спасибо.
а можно еще вопрос по поводу пластика? я когда рисовала пейзаж по окну и теперь очень сложно находиться на одном месте и картинка постоянно "съезжала", даже мельчайшие покачивания головы приводят к смещению вплоть до целой клетки.... как с этим быть? нарисовать очень быстро- тоже вариант не очень, т.к. пейзаж обширный и светотени тоже хочется увидеть рассмотреть... корректировала по возможности, но это было тяжело. не могу сказать, что хорошо получилось. схематически, конечно. правда, просто так я бы вообще не нарисовала ничего:)

и бинокулярное зрение, все-таки... на фокусировке за окном или на столе на предмете- закрываю один глаз постоянно... так и должно быть? :)