?

Log in

Друзья, В этом сообществе вы найдете бесплатные тренинги и получите поддержку специалистов по самым разным темам. Каждую неделю здесь начинается новый онлайн-тренинг. Учитесь дома, учитесь с удовольствием, учитесь в хорошей компании.
 
 
16 November 2010 @ 03:58 am
Еще немного о маленьком альпинисте  
Мне написали, что читать статьи в комментах не очень удобно. поэтому дублирую статью, размещенную вчера в комментах, сюда:

"Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему выставок детского рисунка так много, а подросткового – так мало?

Конечно, можно все свалить на бездарных учителей, отбивающих у детей охоту к творчеству. Но дело не только в этом.


Примерно до шести-семи лет дети с восторгом рисуют яркие солнышки с расходящимися во все стороны лучиками и больших человечков на фоне крохотных домиков. А потом этот уровень их уже не устраивает: они хотят рисовать так, чтобы было «похоже на настоящее, как в жизни».

Для этого уже недостаточно непосредственности и творческой смелости: нужны еще и навыки. А вот им-то как раз в обычных школах и не учат, поскольку принято считать, что либо талант есть – и тогда он всяко пробьется сам, либо его нет – и тут уж ничего не поделаешь.

Это мнение – миф.

Не каждому дано стать талантливым писателем – но каждый может научиться читать и писать. Что, если бы из тридцати учеников в классе лишь один-два осваивали грамотность, а остальные считались «неспособными»?

Точно также каждый может научиться рисовать. На самом деле это даже проще, чем научиться читать. Ведь для чтения нужно запомнить, что буквам соответствуют определённые звуки и звукосочетания, которые потом складываются в слоги и слова... А для того, чтобы научиться рисовать, нужно просто изображать то, что видишь.

А значит – надо научиться видеть.

Это как? Вроде бы любой, кто не слеп, умеет видеть?

Нет – это не совсем так. Взгляд художника – особенный.

Чтобы понять различие между обычным взглядом и взглядом художника, нужно пояснить разницу между восприятием и обработкой информации левым и правым полушарием.

Левое полушарие выделяет существенные признаки объектов, относящихся к определенному классу, и далее классифицирует новые объекты на основании выделенных признаков.

Если ему показать два множества:

Шарики (красные, зеленые, маленькие, большие, фарфоровые, деревянные…)

И кубики (тоже красные, зеленые и т.д…) –

Оно может разбить их на следующие классы:

Шарики и кубики

Красные и зеленые

Деревянные и фарфоровые

Большие и маленькие.

Допустим, мы объяснили, что главный признак – форма.

Левое полушарие запомнит, что шарики и кубики – два разных класса, и теперь будет каждый новый объект маркировать либо как шарообразный, либо как кубический. Все яблоки, арбузы и абрикосы оно занесет в класс шарообразных, кирпич или усилитель – в класс кубических.

Отличный метод, позволяющий сэкономить массу времени и сил! Представляете, что было бы, если бы каждый раз приходилось думать, что за предмет перед нами? А если нужно измерить его площадь или объем? В таких случаях абстрагирование от частностей и выделение сути – идеальный метод.

Проблемы, однако, начинаются в тот момент, когда нужно решить другие задачи, к которым этот метод неприменим.

Одна из них – рисование. Для него нужно включить право-полушарный режим.

Правое полушарие не обобщает. Для него каждый предмет – уникален, единственен и неповторим. Его интересует малейшие детали, частности и подробности. Не анализ, а синтез, не линейность, а объем, не названия, а проникновение в суть, не причины и следствия, а метафоры и ассоциации. Не бывает «яблок вообще» (а уж тем более «шарообразных предметов»!) – только это конкретное яблоко, видимое в определенном ракурсе, при определенном освещении на определенном расстоянии.

Курс быстрого обучения рисованию, созданный художницей и преподавателем Бетти Эдвардс, основан именно на переключении в правополушарный режим. В этом режиме очень легко УВИДЕТЬ предмет взглядом художника. А перенести свое восприятие на бумагу – на самом деле очень просто.

Чтобы почувствовать разницу между этими режимами, давайте выполним два рисунка.

Сначала нарисуйте свою руку любым способом, как получится – только не обводите её, положив на лист.

Затем положите руку так, чтобы она могла пролежать минут 15 неподвижно, а лист бумаги и карандаш – так, чтобы вы могли на них не смотреть. Только не подглядывайте!

Посмотрите внимательно на руку и выделите границу между рукой и пространством. Выберите на этой границе точку, с которой начнете осмотр, и поместите туда маленького-маленького альпиниста, для которого ваша рука – словно горная цепь.

Он начинает медленно передвигаться вдоль границы: миллиметр за миллиметром, шаг за шагом – и вы смотрите на него, помогая ему двигаться, координируя его маршрут. Если связь между вами и альпинистом теряется – он начинает шататься и может сорваться и упасть, потому что горная тропа превращается перед ним в глубокую пропасть.

А в это время ваша рука ведёт карандаш по маршруту альпиниста: точка за точкой. Если при этом у вас появляются мысли вроде «Какими глупостями я занимаюсь!» уберите их прочь, заменяя вопросами: «Куда пошёл изгиб? куда сейчас вести линию? какой здесь угол?» Рисуйте около 15 минут. И не смотрите на бумагу, иначе вы погубите альпиниста!

Задача этого упражнения – научиться воспринимать границу точка за точкой, убрав уверенность левого полушария: «Я знаю, как выглядит этот предмет!», с которой вы рисовали руку первый раз.

Нарисовали? Отлично. У вас получился странный и непривычный набор линий, не имеющий ничего общего с рукой. Но в «правополушарное» состояние вы вошли, поэтому можно перейти к настоящему рисованию.

Теперь сделаем то же самое, что и в прошлый раз – но 10 % времени будем смотреть на бумагу, чтобы скорректировать рисунок в районе изгиба или поворота. Положите руку на стол, желательно в том же положении, что и в прошлый раз, – и рисуйте, давая альпинисту команду «Стоп, без меня не двигайся!», когда нужно сделать изгиб.

Ваше левое полушарие, конечно, уже выделило общую схему руки и подгоняет вас – ну что ты так долго, мне уже скучно! Оно привыкло так работать: вычислили формулу площади круга – и что теперь, каждый круг отдельно рисовать?

В рисовании, однако, торопиться нельзя (равно как и в танце, массаже, в гимнастике). В этих занятиях нет общей формулы, нужно быть «здесь и сейчас», улавливая каждый конкретный нюанс. Просто скажите своему левому полушарию: «Отдохни пока!» – и рисуйте 10-15 минут.

А затем ответьте себе на вопрос: в чем разница между рисованием руки в первый раз и сейчас?

Ну, конечно, сначала не было маленького альпиниста!

Между прочим, с точки зрения психики он абсолютно реален: это ваш внутренний творческий ребёнок. Когда мы не поддерживаем с ним контакт, он срывается и падает в пропасть или бессильно замирает.

... Эти два подхода относятся не только к рисованию.

В первом случае мы думаем, что предмет – это схема в нашей голове.

Во втором случае с помощью альпиниста мы видим вещи не сквозь «тусклое стекло» привычных стереотипов, а такими, какие они есть.
 
 
( 19 comments — Leave a comment )
elena_crystalelena_crystal on November 16th, 2010 01:00 pm (UTC)
КАТ!!!
curiositacuriosita on November 16th, 2010 01:15 pm (UTC)
Почему-то не работает.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
Сашаlindenss on November 16th, 2010 01:17 pm (UTC)
потому что скобки должны быть не квадратные, а треугольные
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
curiositacuriosita on November 16th, 2010 01:24 pm (UTC)
Спасибо, со скобками у меня действительно было какое-то затмение...
gattaca_againgattaca_again on November 16th, 2010 01:18 pm (UTC)
Ставьте кат в режиме «HTML», а не «Визуальный редактор»

mozhetbytmozhetbyt on November 16th, 2010 03:35 pm (UTC)
интересно! рука, нарисованая с альпинистом, получилась более реальная но и более "зомбическая"... посмотрим что будет дальше :)
curiositacuriosita on November 16th, 2010 04:35 pm (UTC)
"зомбическая" рука - это как???
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
mozhetbytmozhetbyt on November 16th, 2010 04:39 pm (UTC)
:) как у зомби из ужастиков. Одутловатая и с сильно выражеными морщинами. Я думаю, это потому что мое внимание сосредоточилось на линиях, и объем всё равно куда-то уплыл.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
curiositacuriosita on November 16th, 2010 05:01 pm (UTC)
Объем мы будем изучать послезавтра. А рука часто получается в первый раз страшненькая. Когда начинаем видеть детали, вначале в них увязаем. Пара-тройка повторений - и получается намного лучше.
Щеглова Галина Александровнаmissgal on November 16th, 2010 06:07 pm (UTC)
точно, рука получилась очень страшненькая - старушачья что ли... :) но и более реалистичная - это факт.
curiositacuriosita on November 16th, 2010 06:36 pm (UTC)
главное - не испугаться и не сдаться!
Франческаimhoart on November 16th, 2010 09:07 pm (UTC)
Покупаем книжку Бэтти Эдвардс "Откройте в себе художника" и рисуем. Там все написано.
curiositacuriosita on November 16th, 2010 09:51 pm (UTC)
Я Вам больше скажу: Бетти Эдвардс - не единственная книжка. У меня книг по рисунку и живописи уже под пару гигабайт наберется.

Проблема не в дефиците информации. А в том, что книжки (за редким исключением) имеют тенденцию благополучно пылиться на полках.

Тренер редко дает какую-то уникальную небывалую информацию - если бы каждому тренеру нужно было быть первооткрывателем, осталось бы одна сотая процента от существующих тренеров.

Задача тренера несколько другая: подать информацию в удобной и доступной форме, дать мотивацию для действия, создать комфортное и поддерживающее групповое поле и побудить-таки участников довести дело до конца.

Среди моих учеников примерно у половины была книга Бетти Эдвардс. У меня она тоже была, но рисовать я начала после курса Стива Лестера, который закончил курс у самой Бетти.

Однако я согласна, что бывают люди с высокой мотивацией, которые могут научиться по книге без дополнительной помощи и стимула.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
Франческаimhoart on November 17th, 2010 07:44 am (UTC)
Ура! Я тоже прошла курс у Стива! Правда уже после того, как сама проработала книжку Бэтти Эдвардс.
Я с Вами согласна, что с тренером работать лучше, чем работать дома по книжке. Мне просто не понравился откровенно рекламный характер Вашего текста. К тому же непонятно, при чем здесь подростки.
А по поводу тренера - тренер это хорошо. Но когда проходит тренинг, человек все равно остается один на один с самим собой. И рассчитывать ему нужно только на самого себя.
Если я Вас обидела, прошу прощения. Это вышло случайно. )))
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
curiositacuriosita on November 17th, 2010 10:10 am (UTC)
Вы меня ничуть не обидели. А подростки здесь при том, что в детстве достаточно вдохновения и непосредственности, а подростки хотят уже рисовать реалистично - и тут облом, непонятно, как. Кстати, Бетти тоже об этом пишет.

Насчет откровенно рекламного - ну, не знаю. Вообще-то это статья, опубликованная в "Школе жизни". И она обучающая - по крайней мере, мне так кажется. Я в ней не пишу: "Все на тренинг!", а описываю конкретное упражнение.

А откровенная реклама на сайте Стива Вам понравилась? Судя по всему, да, раз Вы к нему пошли. Хотя он дает упражнения только тем, кто ему заплатил.
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
Франческаimhoart on November 17th, 2010 10:52 am (UTC)
В защиту Лестера: я к нему попала, когда еще не существовало его сайта. То есть достаточно давно. А упражнения - все есть у Бэтти Эдвардс. Нового он нам ничего не давал. Нет, вспомнила. Он нам давал еще упражнения из Кимона Николаидиса "Естественный путь к рисованию". Тоже классная книжка! И на мой взгляд практически полностью заменяет преподавателя.
Так что Лестер не такой уж плохой! ))) Мне, во всяком случае, он помог. Но у меня результаты были не такие впечатляющие, как у других моих одногруппников, которые не читали Бэтти Эдвардс. Хотя я тоже была очень довольна! )))
(Reply) (Parent) (Thread) () (Link)
curiositacuriosita on November 17th, 2010 02:08 pm (UTC)
Лестер плохой????
Лестер прекрасен! И он замечательный преподаватель! Нас было 14 в групе - и все научились рисовать, кроме одного человека, который сбежал на третий день.

Так что можете его не защищать - во всяком случае, от меня, потому что я ничего плохого в рекламе не вижу - если она не навязчива и не лжива. Цель нормальной рекламы - сообщить о том или ином товаре или услуге и честно их описать. Если Вам в принципе не нравится то, что напоминает рекламу - это не плохо и не хорошо, а просто дело Вашего личного вкуса.

Касательно же меня - я тоже даю многое из того, что нет у Бетти: семь видов штриховки, карту светотеней, создание фентезийных персонажей, изображение различных видов фактуры, четыре способа изображения перспективы, законы композиции, "лепку" и еще некоторые приемы. Прошу прощения, если Вам покажется, что это опять реклама. 8-)Каждый имеет полное право сказать: "Мне это не нужно" и закрыть для себя эту тему.
Чистая правдаpura_verdad on November 16th, 2010 09:36 pm (UTC)
Да уж, рука и правда получилась зомбячья - одутловатая и кривая :) Но как же мне нравится, а главное, Алина - как Вы вовремя! Я всегда очень, очень хотела рисовать и совершенно бездарно это делала, все всегда смеялись над моими картинками, а во взрослом возрасте я поставила на своём рисовании жирный крест. Сейчас у меня полуторагодовалый сынишка, и мне ужасно хочется рисовать для него, в планах стоит - научиться рисовать! Так что буду активно участвовать в неделе.
inna_max_allinna_max_all on November 18th, 2010 02:10 pm (UTC)
это точно - ВОВРЕМЯ)))
спасибо.